Послевоенное устройство Германии

Конечно, подобное «своенравное упрямство» многих трудно однозначно трактовать как осознанное сопротивление рабочих представителям власти (администрации разного уровня). Скорее, это была, с одной стороны, форма вынужденной «адаптации» к определенным процессам труда, естественное желание выторговать себе более комфортные и выгодные условия работы. С другой стороны, в «своевольном упрямстве» трудно не заметить морально-этическую составляющую, связанную с осознанием собственной значимости и наличием рабочей гордости: наемный работник хотя и подчинялся требованиям администрации, но все же, что называется, все время «держал фигу в кармане».

С точки зрения тех, кому подобное «своевольное» поведение мешало осуществлять властные функции и кто вынужден был, исходя из соображений рациональности и разумности, так или иначе «поступаться властными принципами» и, скрипя зубами, считаться со «своенравным упрямством» рабочих, разнообразные проявления Eigensinn на уровне производственной повседневности виделись, конечно, в негативном свете.
 Роль государства в экономике Германии
Проще говоря, они мешали администрации, которая предпочла бы иметь бессловесных исполнителей в качестве придатка к машинам и механизмам. Однако в длительной перспективе наличие и специфические проявления Eigensinn имели куда более сложные социальные и культурные последствия.
 Германия - страна или государство?
Например, они оказывали существенное воздействие на культуру труда, на способность людей к творческому отношению к делу, к самостоятельному мышлению и к принятию ответственных решений.

Нетрудно заметить, что наблюдения А. Людтке о трудовых отношениях и его выводы относительно роли Eigensinn, сделанные на основании изучения Германии 1920— 1940-х гг., имеют во многом универсальный характер.
 Форма правления ФРГ
Вышесказанное было характерно и для ситуации в СССР. Речь может идти, вероятно, даже о более широком распространении неформальных практик и стратегий выживания внутри советского общества (в том числе и на предприятиях), нежели западно- и даже восточногерманского, что частично обуславливалось отечественными традициями (умение исхитриться и «приготовить кашу из топора» всегда было в цене) и подстегивалось хроническим дефицитом в экономике и на потребительском рынке СССР.
Характеристика немецкого государства

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen