Социальное устройство Германии

Однако традиционная история «сверху» не опускается до таких «мелочей», тяготея лишь к констатации «внешних» и общих проявлений исторических процессов, но не к объяснению их многосложной и полифоничной сути. Людтке не просто настаивает на отказе от одномерного восприятия событий и явлений. Своими работами он призывает «не спрямлять углы», а обращать внимание на многовекторность реального исторического процесса.

По его мнению, отследить эти крайне сложные и порою разнонаправленные факторы (или векторы) взаимного влияния в рамках связки «человек — общество — власть» возможно только через реконструкцию повседневных практик. Для этого лучше всего брать конкретные микрообъекты, которыми могут быть небольшие трудовые коллективы рабочие бригады, рыболовецкие артели, воинские подразделения. Но, по логике, также и повседневная жизнь в иных социумах.

Например, в коллективе студенческой группы, театральной труппы или музыкального оркестра; среди сотрудников лаборатории в НИИ, коллектива магазина  или первичной парторганизации ресторана, но также и какого-нибудь сельсовета, райкома комсомола, райотдела НКВД , аппарата министерства или даже ЦК КПСС советских времен. Мы намеренно взяли в качестве примеров социумы, имеющие отношение к самым разным областям жизни: к учебе, службе, работе не только в производственной, но и в научной, культурной и бытовой сферах, в том числе — коллективы, непосредственно связанные с реализацией властных функций.

Тем самым хотелось бы подчеркнуть универсальный характер концепции Людтке, для которого заводская бригада или боевой взвод это своего рода «полигон» для демонстрации возможностей Alltagsgeschichte в целом.
Микроуровневый подход предпочтителен как наиболее близкий к реальной действительности и позволяющий показать ее «изнутри».

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen