Представленные в настоящем сборнике наблюдения А. Людтке относительно сложных взаимоотношений общества и власти, в частности о существовании широкого спектра общественных настроений (от активной поддержки до сопротивления режиму), охарактеризованных им на примере истории германского фашизма, имеют важное значение и для исследования отечественной истории XX в.
Прежде всего для истории сталинизма — темы, вот уже не одно десятилетие остающейся в центре научных и общественных дискуссий в России. Недавно и сам А. Людтке принял участие в компаративистском международном проекте, написав совместно с Шейлой Фицпатрик обширный раздел для изданной в 2009 г. книги «За рамками тоталитаризма: сталинизм и нацизм в сопоставлении». Название же раздела Людтке и Фицпатрик можно перевести на русский язык примерно так: «Направляя усилия на повседневность: о разрыве и создании социальных связей при нацизме и сталинизме».
При разговоре о пользе компаративистского ракурса применительно к изучению фашизма и сталинизма (как, впрочем, и всей советской истории в целом) можно обратить внимание еще на одну важную сторону вопроса: о распространенности, многообразии и сосуществовании в реальной жизни разных форм сопротивления режимам и их социальной поддержки. На это обстоятельство недавно обратила внимание Е. А. Осокина, выступившая с докладом «О социальном иммунитете, или критический взгляд на концепцию пассивного (повседневного) сопротивления» на международной конференции «История сталинизма: итоги и проблемы изучения», состоявшейся в Москве в декабре 2008 г.
Она предложила посмотреть на факты повседневного неповиновения как на явление, чаще всего характеризующее вынужденную сопротивляемость людей (проявление своего рода социального иммунитета). По ее мнению, историография сопротивления сталинскому режиму «до недавнего времени во многом повторяла этапы развития более "маститой" историографии сопротивления в гитлеровской Германии».
Прежде всего для истории сталинизма — темы, вот уже не одно десятилетие остающейся в центре научных и общественных дискуссий в России. Недавно и сам А. Людтке принял участие в компаративистском международном проекте, написав совместно с Шейлой Фицпатрик обширный раздел для изданной в 2009 г. книги «За рамками тоталитаризма: сталинизм и нацизм в сопоставлении». Название же раздела Людтке и Фицпатрик можно перевести на русский язык примерно так: «Направляя усилия на повседневность: о разрыве и создании социальных связей при нацизме и сталинизме».
При разговоре о пользе компаративистского ракурса применительно к изучению фашизма и сталинизма (как, впрочем, и всей советской истории в целом) можно обратить внимание еще на одну важную сторону вопроса: о распространенности, многообразии и сосуществовании в реальной жизни разных форм сопротивления режимам и их социальной поддержки. На это обстоятельство недавно обратила внимание Е. А. Осокина, выступившая с докладом «О социальном иммунитете, или критический взгляд на концепцию пассивного (повседневного) сопротивления» на международной конференции «История сталинизма: итоги и проблемы изучения», состоявшейся в Москве в декабре 2008 г.
Она предложила посмотреть на факты повседневного неповиновения как на явление, чаще всего характеризующее вынужденную сопротивляемость людей (проявление своего рода социального иммунитета). По ее мнению, историография сопротивления сталинскому режиму «до недавнего времени во многом повторяла этапы развития более "маститой" историографии сопротивления в гитлеровской Германии».
Keine Kommentare:
Kommentar veröffentlichen