Германские монеты

Когда между официальными обещаниями и фактическими поставками снова и снова возникали непредсказуемые расхождения, многие восточные немцы чувствовали себя в силах справиться с «постоянным непостоянством обстоятельств», и эта уверенность давала им силы, чтобы остановить накатывающуюся катастрофу, по крайней мере для себя.

Конечно, эти рабочие составляли меньшинство, но именно благодаря им работа предприятий не останавливалась. Только благодаря очень «модерной» энергии подобных людей, их способности действовать творчески и независимо на своем рабочем месте экономика ГДР не рухнула до конца 1980-х гг., хотя несколько раз возникала такая угроза.

Рабочие в ГДР фактически практиковали «альтернативный» вариант «качественной немецкой работы». Его специфическая модерность проявилась с наибольшей отчетливостью и силой, как ни странно, уже после краха ГДР, в 1990-е гг., когда восточногерманским рабочим пришлось напрямую конкурировать за рабочие места со своими коллегами из западных федеральных земель. Тут стало очевидным, что умение трудящихся бывшей ГДР творчески справляться с проблемами в процессе работы не уступало по эффективности самым передовым методам индустриального производства и управления, которые мог предложить капиталистической Запад.

Таким образом, та способность работать, используя индивидуальное сочетание умелых рук и находчивого ума, которая служила и управленцам, и рабочим в трудных условиях экономики ГДР, оказалась воплощением не отсталости, а, наоборот, самого продуктивного способа справляться с меняющимися производственными задачами на новом общегерманском рынке. Однако лишь в нескольких случаях восточногерманские рабочие смогли на деле воспользоваться преимуществом этого приобретенного ими ресурса. Успешный перезапуск фабрики кинофотопленки в Вольфене (пленка ORWO) концерном «Байер Леверкузен» в 1990-х гг. — один из таких редких примеров.

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen