Развитие транспортного комплекса Германии

Также не менее любопытно было бы взглянуть в новом свете в связи с тем, о чем пишет А. Людтке по поводу востребованности инициативного и творческого труда немецких рабочих в Германии, на массовое и, судя по всему, действительно не знавшее аналогов в истории движение рабочих-рационализаторов и изобретателей в СССР.

Очевидно, что далеко не везде и не во все периоды советской истории оно было формальным и бюрократизированным. Более того, как нам уже приходилось отмечать, трудившиеся в СССР в начале 1930-х гг. квалифицированные немецкие рабочие, которым было с чем сравнивать, с большим энтузиазмом участвовали в изобретательстве, ставя эту деятельность в один ряд с важнейшими политическими завоеваниями социализма . Все это, помимо прочего, ставит в повестку дня вопрос о сопоставлении рабочих культур и трудовых этик: к примеру, немецкой, советской, американской и др.

В последнее время в литературе активно поднимается вопрос о качестве труда рабочих в различных странах. Под качеством подразумевается умение обращаться с машинами, инструментами, с сырьем и материалами. А. Людтке, например, считает, что широко известное «немецкое качество работы» следует рассматривать в контексте определенного времени и места, а проблема национальных особенностей труда отражает, скорее, символы и образы, нежели реальные отношения на производстве. Призывы содействовать развитию промышленности и тем самым улучшить положение рабочих и их семей, продемонстрировать сноровку, умение справиться с любым вызовом были свойственны, как указывает А. Людтке, и сталинской индустриализации, и «новому курсу» Ф. Рузвельта.

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen