Естественные науки были избраны нацистскими идеологами для
обоснования теории неравенства рас. Они исходят из «принципа созидательного» и
«принципа паразитарности», представляемых как результат наблюдения и якобы
управляющих растительным и животным миром. Далее берется пример борьбы человеческого тела с паразитами — приложение
провозглашенного «научного» принципа к конкретному случаю — и демонстрируется,
что эта борьба может в итоге закончиться либо истреблением паразитов, либо
смертью человеческого существа. Последний этап «доказательства»: будучи
универсальными, эти принципы равным образом приложим и к человеческому
обществу, которое с научной точки зрения не может не порождать паразитов,
подлежащих уничтожению, с тем чтобы выжить обществу.
Таким образом,
аргументация опирается как будто, чего казалось бы яснее, на экспериментальный
метод. Но тут со всей очевидностью подмечаешь, что механизм умозаключения
совершенно порочен:
1) в случае
провозглашения принципов (созидательного и паразитарности)— голое, ничем не
доказанное утверждение абсолютной истины, дающее тем не менее «обоснование» для
всего прочего, что содержится в изложении.
2) В случае
неправомерного уподобления — основанное на провозглашенных принципах, но
следующее ложной логике перенесение феномена, констатированного в известной
форме биологической организации (человеческого тела), на развитие социального
организма.
Несмотря на внешние признаки логики, перед нами, по сути
дела, полностью иррациональный метод.
Итак, мы имеем дело с идеологическими системами,
сконструированными на основополагающих истинах, определяемых как бесспорные и
догматически утверждаемых, служащих для индивидуумов и масс непосредственным
источником откровения. Но если задуматься о главном критерии, критерии
действенности, эти идеи-силы должны привести к возможности своего практического
претворения, а из этого вытекает необходимость рассмотрения того, как предстает
в их свете связь между теорией и практикой.