Промышленность ФРГ


Mожно ли также говорить о том что перед нами целостные завершенные доктрины, представляющие собой связную идеологическую систему? Разбросанность тем в письменных источниках, сравнительно редко встречающиеся целостные изложения склоняют к мысли, что фрагментарность преобладает над целостностью, нагромождение — над синтезом. Повторение и комментирование нескольких ключевых идей, немногочисленных к тому же, легко приводит к выводу об ограниченности общих разработок. Однако неоднократно предпринимается попытка, хотя и остающаяся в стадии наброска, выработать представление о целом. Так, в гитлеризме расистский миф подменяет радикальное объяснение механизма жизни и функционирования человеческого общества. Таким образом, он выдается за мировоззрение и обоснование целой философии.

Даже поверхностный анализ идеологических текстов выявляет многие противоречивые аспекты и подходы в рамках одного и того же движения, а тем более если сравнивать движения между собой.

Значит ли это, что следует отказаться от выявления в идеологических обоснованиях ключевых черт, общих для всех трех движений? Несомненность общих признаков, характеризующих программы (особенно утверждаемые в них принципы), кое-какие сравнимые идеологические положения, о которых говорилось выше, одновременное появление фашизма в Италии (1919 г.) и нацизма в Германии (1920 г.), родственные связи, признаваемые подпевалами из Фаланги, между испанским национал-синдикализмом и его латинской и германской «сестрами» послужили для меня основанием принять в качестве рабочей гипотезы возможность существования идеологического ракурса, имеющего фундаментальное значение, общего для всех трех движений и основанного на одном главном теоретическом принципе, служащем отправным пунктом для всех прочих положений. Исходя из него, можно было бы выявить характерные черты «фашистской идеологии».

Что может быть этим объединяющим принципом? Анализ программ показал нам, что решающее значение имеет в них утверждение идей национализма и империализма. Но анализ националистской идеологии выявляет ощутимую разницу в форме подачи материала. Расистский субстрат не позволяет рассматривать в одном плане национализм нацистский или национализм фашистский, или же франкистский, даже если черты сходства между ними и большие, чем это кажется на первый взгляд. Что касается прочих теоретических элементов, выявляемых даже при поверхностном анализе идеологии, приходишь к мысли, что либо все они являются вторичными по отношению к националистскому принципу (как, например, антилиберализм, определение роли государства и т. д.), либо они вытекают из негативной теоретической позиции в отношении другого теоретического учения (например, понятие «производитель» в противоположность понятию «борьба классов» или же понятие «иерархический принцип» в противоположность понятию «равенство людей»).