Историяграфия фашизма


Прежде чем приступить к анализу главных идей-сил, могущих вызвать искомый взрыв страстей, следует задать себе еще один вопрос, не помышляя пока о том, чтобы дать исчерпывающий ответ.

Эта идеология, признающая, что она подчинена единственно целям рассматриваемого движения,— идеология, провозглашаемая своими основоположниками как созданная для придания возможно большей действенности партии и призванная в первую очередь дать идеологический отпор марксизму, не является ли она просто-напросто удобной уловкой, собранием лозунгов, способных служить приманкой, для необходимого сплочения нужных приверженцев, с тем чтобы добиться успешного осуществления основной, антимарксистской цели? 

Ж. Биллиг в своей книге «Гитлеризм и концентрационная система» (L’Hitlerisme et le Systeme concentrationnaire) привлек внимание к тому факту — решающему, если он будет доказан, — что идеологическое построение в «Майн кампф» выглядит как уловка. Не является ли разработка этой уловки путеводной нитью в значительной части «Майн кампф»? Одержимый почти что математической, по его словам (это выражение употребляется несколько раз), вероятностью победы марксизма, Гитлер неустанно занят поисками средств, которые могли бы воспрепятствовать этой победе. Уже в самом начале «Майн кампф» им применяется в связи с необходимостью противостояния нацистской доктрины социал-демократии, как подметил Биллиг, откровенно циничная формулировка: «Эта тактика (социал-демократии). должна почти что с математической вероятностью привести к победе, если только противостоящая партия не научится бороться против удушливых газов удушливыми газани».

Принимая всерьез не только деятельность марксистских партий в Германии, но и прежде всего марксистскую теорию, Гитлер занят поисками идеологии, чья тлетворная деятельность могла бы оказать разрушительное действие на политическое и социальное сознание масс, находящихся под влиянием марксизма. Так, Гитлер заявляет со всей естественностью, что чем более он размышлял о «необходимости изменить позицию правительства в отношении социал-демократии, являвшейся в то время воплощением марксизма, тем более убеждался в отсутствии пригодного заменителя для этой философской школы. Что можно было дать на прокорм массам, если допустить, что марксизм мог бы быть разбит?