Форма правления в ФРГ


Основные идеологические направления, являющиеся наиболее существенными для каждой из партий, выражены в фашистской, нацистской и фалангисгской программах языком политических действий или же кратко резюмированы в виде нескольких формул.

 Нам предстоит дать краткое определение этих идеологических направлений, с тем чтобы попытаться исходя из них вывести общую основу, которая позволила бы дать определение фашистской идеологии. В источниках нехватки нет: выступления и все писания Муссолини, работы философа Джентиле, «Итальянская энциклопедия», популяризаторские работы идеологов толка Преццолини, Валенциани или Горго-лини — все они представляют собой источники, необходимые для изучения итальянского фашизма. 

Для нацизма основной книгой в большей степени, чем «Миф XX века» Розенберга, идеологические тексты НСДАП, писания и тексты выступлений нацистских главарей, комментирующих мысли фюрера, является гитлеровская «Майн кампф». Не менее обильной документацией располагает и франкизм: в период, предшествующий гражданской войне, определение фалангизма дается Хосе Антонио При-мо де Риверой, чьи идеи в первые годы франкизма являются постоянным идеологическим ориентиром фалангистского движения в Испании. 

Выступления Франко и франкистских главарей касаются тех идеологических проблем, которые затронуты равным образом и в книге В. А. Маркотте «Национал-синди-калистская Испания». К слову сказать, программа Фаланги занимается рассмотрением идеологических вопросов в значительно большей степени, чем фашистская или нацистская программы.

В то же время, несмотря на то что документация в общем обильна, поставленная нами перед собой задача не из легких. Каждое из движений несет на себе достаточно четкую печать своих национальных истоков, чтобы выглядеть специфичным в идеологическом плане. Расистская одержимость нацизма, которую, кстати, нигде более не встретишь, увеличивает это впечатление ни с чем не сравнимой своеобычности. Само собой разумеющиеся различия в стиле и форме подачи материала подчеркивают расхождения. Нет ничего общего между замечаниями Джентиле и высокопарными и претенциозными писаниями Розенберга, между упорядоченным изложением фашистских идей в «Итальянской энциклопедии» и путаницей фактов и идей, случайного и основного, делающей столь ужасающим чтение «Майн кампф». Конечно же, возникает множество точек соприкосновения: критика либерализма, отбрасывание марксизма, третий путь между либерализмом и коммунизмом, иерархический принцип, сменяемость элитарных кругов и т. д.