Основные идеологические направления, являющиеся наиболее
существенными для каждой из партий, выражены в фашистской, нацистской и
фалангисгской программах языком политических действий или же кратко
резюмированы в виде нескольких формул.
Нам предстоит дать краткое определение
этих идеологических направлений, с тем чтобы попытаться исходя из них вывести
общую основу, которая позволила бы дать определение фашистской идеологии. В
источниках нехватки нет: выступления и все писания Муссолини, работы философа
Джентиле, «Итальянская энциклопедия», популяризаторские работы идеологов толка
Преццолини, Валенциани или Горго-лини — все они представляют собой источники,
необходимые для изучения итальянского фашизма.
Для нацизма основной книгой в
большей степени, чем «Миф XX века» Розенберга, идеологические тексты НСДАП,
писания и тексты выступлений нацистских главарей, комментирующих мысли фюрера,
является гитлеровская «Майн кампф». Не менее обильной документацией располагает
и франкизм: в период, предшествующий гражданской войне, определение фалангизма
дается Хосе Антонио При-мо де Риверой, чьи идеи в первые годы франкизма
являются постоянным идеологическим ориентиром фалангистского движения в
Испании.
Выступления Франко и франкистских главарей касаются тех идеологических
проблем, которые затронуты равным образом и в книге В. А. Маркотте
«Национал-синди-калистская Испания». К слову сказать, программа Фаланги занимается
рассмотрением идеологических вопросов в значительно большей степени, чем
фашистская или нацистская программы.
В то же время, несмотря на то что документация в общем
обильна, поставленная нами перед собой задача не из легких. Каждое из движений
несет на себе достаточно четкую печать своих национальных истоков, чтобы
выглядеть специфичным в идеологическом плане. Расистская одержимость нацизма,
которую, кстати, нигде более не встретишь, увеличивает это впечатление ни с чем
не сравнимой своеобычности. Само собой разумеющиеся различия в стиле и форме
подачи материала подчеркивают расхождения. Нет ничего общего между замечаниями
Джентиле и высокопарными и претенциозными писаниями Розенберга, между
упорядоченным изложением фашистских идей в «Итальянской энциклопедии» и
путаницей фактов и идей, случайного и основного, делающей столь ужасающим
чтение «Майн кампф». Конечно же, возникает множество точек соприкосновения:
критика либерализма, отбрасывание марксизма, третий путь между либерализмом и
коммунизмом, иерархический принцип, сменяемость элитарных кругов и т. д.