В частной ссылке на «социализм» исключено какое бы то ни
было теоретическое совмещение его с марксизмом. И наконец, если антилиберализм
частично связан с позитивной концепцией государства и личности, разрабатываемой
всеми тремя движениями — на этих аспектах мы еще остановимся,— критика
либерализма также основана на констатации, что либеральное государство
неспособно вести эффективную борьбу против марксизма. В политическом плане
изначальная слабость либерального государства, разлагаемого к тому же
марксизмом, мешает ему принять необходимые меры в идеологическом же аспекте,
философия золотой середины не обладает динамизмом, способным увлечь за собой
широкие массы. Муссолини в своих речах клеймит теоретическую немощность и
практическое бессилие либерального государства.
А Гитлер заявляет, что
государство, неспособное воспрепятствовать развитию такого зла, каким на деле
является марксизм, уже не будет в состоянии вернуть утраченные позиции. Он
заявляет, что все традиционные немарксистские партии неспособны иметь свою
политическую философию. Примо де Ривера идет еще дальше. Он утверждает, что в
росте марксизма повинен экономический либерализм. Пораженный политическим и
идеологическим бесплодием либерализм— это предвестник марксизма, тем самым он
полностью дискредитирован.
Таким образом, создается впечатление, что каждое из движений
стремится противопоставить «разрушительному» марксизму, а заодно и никчемности
либерализма действенную идеологию, способную, так сказать, собрать в кулак
силы, сбитые марксизмом с пути истинного или же усыпленные либеральным государством,
способную, сиречь, заполнить идеологический вакуум.
Но прежде, чем приступить к
рассмотрению содержания этой новой идеологии, следует подвергнуть анализу
формы, которые ей приданы, так как если новая идеология находит свое оправдание
исключительно в своей действенности, в прямой зависимости от ожидаемого
воздействия ее на массы, само собой разумеется, что дело тут не столько в том,
чтобы обладать стройной, рационально обоснованной теорией, четким
мировоззрением, законченным результатом теоретической разработки, сколько в
том, чтобы располагать набором идеологических лозунгов, могущих быть принятыми
общественным мнением.
Кроме того, требуется, чтобы эти лозунги были не просто
приняты на веру, так как, хоть это и позволило бы извлечь максимальную пользу
из выгодных для фашистского движения предвзятых мнений, массы при этом не были
бы высвобождены из-под марксистских влияний и не избавлены от проявляемой ими
индифферентности. Лозунги эти должны были быть отмечены печатью абсолютной
истины так, чтобы стать в полном смысле слова неотразимыми.