Поскольку идеология долота быть прежде всего действенной,
истинной она будет в том случае, если она приведет идеологическое движение к
успеху в $го начинаниях. А отсюда и основополагающая мысль, четко изложенная
Джентиле: «Истинной является доктрина, которая более чем на словах и в книгах
выражает себя в действии и в индивидуальности людей. и решает проблемы более
серьезно, чем человек, абстрактно разглагольствующий, проповедующий и
сочиняющий теории» (речь в Палермо 31 марта 1924 г.)
«Наша доктрина — это дело»,— заявлял Муссолини. Следует
остерегаться интерпретирования этой знаменитой фразы как выражения полного
презрения к идеологическим построениям. Анализ идей Джентиле позволяет внести
ясность в э.то изречение Муссолини. Конечно, фашистский философ не раз
противополагал практику теории или же по крайней мере теоретическим
размышлениям, ведущим к созданию идеологической системы. В них он видел лишь
забаву интеллектуала, отрезанного от реальной жизни. У Джентиле эта фигура не
вызывает ничего, кроме презрения. В итоге книги не содержат ничего, кроме
утверждения или отрицания «спекулятивной философии». С этой точки зрения
существует полный разрыв между теорией и практикой. Нет ничего и в философии
Джентиле, что наводило бы на мысль о существовании диалектических отношений
между теорией и практикой. Идея теоретического размышления, исходящего из
реальной данности, конечным итогом которого является абстрактное построение,
позволяющее затем воздействовать на реальность и подвергающееся постоянной
корректировке со стороны реальности,— эта идея ему чужда. Но одна фраза
Джентиле служит своеобразным пояснением сказанного Муссолини: «Истинная теория
— всегда практика, определенная форма жизни*. Джентиле говорит также об
идентичности доктрины и действия в смысле прагматизма, извлекаемого
непосредственно из грубых данных реальности. Это равносильно тому, чтобы
заявить без обиняков, что доктрина не предлагает каких-либо философских
взглядов и не исходит из какого-либо научного обоснования (разве что при
случае, когда это делается для «наружного употребления»). Доктрина состоит от
силы из идеологических рецептов, могущих помочь фашистскому движению в
достижении поставленных целей. Джентиле не требует от теоретических основ ничего
иного, как успешного выполнения той роли, которая со всей откровенностью им
отведена,— быть идеологической двигательной силой фашизма в самых широких массах,
заставляющей их проникнуться идеалами, «выражающими» (пользуясь термином
Джентиле) осуществляемую им деятельность. Как видим, значение имеет лишь
критерий действенности.