Германские города


Поскольку идеология долота быть прежде всего действенной, истинной она будет в том случае, если она приведет идеологическое движение к успеху в $го начинаниях. А отсюда и основополагающая мысль, четко изложенная Джентиле: «Истинной является доктрина, которая более чем на словах и в книгах выражает себя в действии и в индивидуальности людей. и решает проблемы более серьезно, чем человек, абстрактно разглагольствующий, проповедующий и сочиняющий теории» (речь в Палермо 31 марта 1924 г.)
«Наша доктрина — это дело»,— заявлял Муссолини. Следует остерегаться интерпретирования этой знаменитой фразы как выражения полного презрения к идеологическим построениям. Анализ идей Джентиле позволяет внести ясность в э.то изречение Муссолини. Конечно, фашистский философ не раз противополагал практику теории или же по крайней мере теоретическим размышлениям, ведущим к созданию идеологической системы. В них он видел лишь забаву интеллектуала, отрезанного от реальной жизни. У Джентиле эта фигура не вызывает ничего, кроме презрения. В итоге книги не содержат ничего, кроме утверждения или отрицания «спекулятивной философии». С этой точки зрения существует полный разрыв между теорией и практикой. Нет ничего и в философии Джентиле, что наводило бы на мысль о существовании диалектических отношений между теорией и практикой. Идея теоретического размышления, исходящего из реальной данности, конечным итогом которого является абстрактное построение, позволяющее затем воздействовать на реальность и подвергающееся постоянной корректировке со стороны реальности,— эта идея ему чужда. Но одна фраза Джентиле служит своеобразным пояснением сказанного Муссолини: «Истинная теория — всегда практика, определенная форма жизни*. Джентиле говорит также об идентичности доктрины и действия в смысле прагматизма, извлекаемого непосредственно из грубых данных реальности. Это равносильно тому, чтобы заявить без обиняков, что доктрина не предлагает каких-либо философских взглядов и не исходит из какого-либо научного обоснования (разве что при случае, когда это делается для «наружного употребления»). Доктрина состоит от силы из идеологических рецептов, могущих помочь фашистскому движению в достижении поставленных целей. Джентиле не требует от теоретических основ ничего иного, как успешного выполнения той роли, которая со всей откровенностью им отведена,— быть идеологической двигательной силой фашизма в самых широких массах, заставляющей их проникнуться идеалами, «выражающими» (пользуясь термином Джентиле) осуществляемую им деятельность. Как видим, значение имеет лишь критерий действенности.