Бурдерон прав и тогда, когда подчеркивает, что вина за чудовищные насилия, учинявшиеся в фашистских странах, лежит на самих фашистах и их предводителях. «Говорить, когда речь идет о фашизме, о «насилии со стороны масс»,— пишет он,— абсолютно неправильно, даже если в той или иной фашистской акции участвуют сотни людей. В любом случае вопрос сводится исключительно к террористической акции боевого отряда» (с. 143—144).
Факт тот, что фашисты в захваченных ими странах, особенно в Германии, делали все, чтобы разжечь в массах зверские инстинкты насилия. И тогда участвовавшие в бесчинствах люди оказывались полностью в их руках.
Фашистская пропаганда, подчеркивает Р. Бурдерон, с самого начала обращалась не к разуму, а исключительно к примитивным эмоциям. Надо отметить, что именно это вообще сыграло очень важную роль в пропагандистских успехах фашистов в предвоенные годы. Нацисты знали, как воздействовать на чувства масс в выгодном для фашизма направлении. В этом отношении Гитлер и Геббельс свое дело знали назубок.
Хотя в фашистской Италии и франкистской Испании лагерей смерти еще не было, начало терроризму было положено и там еще перед войной. Банды погромщиков «скуадроне дационе» и фалангистская милиция уже успешно учились у эсэсовцев.
В нацистских же лагерях дело доходило до какого-то неслыханного синтеза нечеловеческой жестокости с бизнесом. Волосы заключенных шли на изготовление домашних туфель и чулок, из зубных протезов добывалось золото, при производстве мыла использовался человеческий жир. Все оправдывала фашистская идеология, проповедовавшая «уничтожение слабых».
В своей книге Р. Бурдерон проанализировал большой фактический материал. Наиболее интересны разделы, разоблачающие фашистскую идеологию, несомненно самую низменную из когда-либо существовавших.
Автор подчеркивает, что она исходила из центральной идеи о неравенстве людей как неизбежном законе природы. Классовое деление общества и классовое сознание людей вообще игнорируются. Отсюда и вывод об элите избранных натур, якобы единственно способных взять на себя ответственность за дело нации, и о вожде — о фюрере, дуче или каудильо. Тем самым проповедуется абсолютная, тотальная, неограниченная диктатура фашистов и тех, кто стоит за спиной этой элиты.
Фюрер может делать то, что хочет, ему все позволено, ничего не запрещено. Как было сказано в самом уставе нацистской партии, ответственность он несет лишь «перед богом и перед историей», он «ясновидец», «земной бог». Под его началом распределение власти в фашистском государстве происходит сверху вниз, и неравенство людей закрепляется раз и навсегда.
Факт тот, что фашисты в захваченных ими странах, особенно в Германии, делали все, чтобы разжечь в массах зверские инстинкты насилия. И тогда участвовавшие в бесчинствах люди оказывались полностью в их руках.
Фашистская пропаганда, подчеркивает Р. Бурдерон, с самого начала обращалась не к разуму, а исключительно к примитивным эмоциям. Надо отметить, что именно это вообще сыграло очень важную роль в пропагандистских успехах фашистов в предвоенные годы. Нацисты знали, как воздействовать на чувства масс в выгодном для фашизма направлении. В этом отношении Гитлер и Геббельс свое дело знали назубок.
Хотя в фашистской Италии и франкистской Испании лагерей смерти еще не было, начало терроризму было положено и там еще перед войной. Банды погромщиков «скуадроне дационе» и фалангистская милиция уже успешно учились у эсэсовцев.
В нацистских же лагерях дело доходило до какого-то неслыханного синтеза нечеловеческой жестокости с бизнесом. Волосы заключенных шли на изготовление домашних туфель и чулок, из зубных протезов добывалось золото, при производстве мыла использовался человеческий жир. Все оправдывала фашистская идеология, проповедовавшая «уничтожение слабых».
В своей книге Р. Бурдерон проанализировал большой фактический материал. Наиболее интересны разделы, разоблачающие фашистскую идеологию, несомненно самую низменную из когда-либо существовавших.
Автор подчеркивает, что она исходила из центральной идеи о неравенстве людей как неизбежном законе природы. Классовое деление общества и классовое сознание людей вообще игнорируются. Отсюда и вывод об элите избранных натур, якобы единственно способных взять на себя ответственность за дело нации, и о вожде — о фюрере, дуче или каудильо. Тем самым проповедуется абсолютная, тотальная, неограниченная диктатура фашистов и тех, кто стоит за спиной этой элиты.
Фюрер может делать то, что хочет, ему все позволено, ничего не запрещено. Как было сказано в самом уставе нацистской партии, ответственность он несет лишь «перед богом и перед историей», он «ясновидец», «земной бог». Под его началом распределение власти в фашистском государстве происходит сверху вниз, и неравенство людей закрепляется раз и навсегда.
Keine Kommentare:
Kommentar veröffentlichen