Внешняя политика германии


Государство — орудие или государство — воплощение, или же тождество нации и государства (или государства и нации)? На деле ни для одного из движений выбор не представляется однозначным, поскольку идеологи высказываются одновременно, и уж во всяком случае с небольшими промежутками во времени, и за то и за другое решение вопроса. Так, определение государства как «средства» выдвигается в Испании с 1942 г., когда франкистский режим начинает дистанцироваться в известной мере от фашистской Италии и нацистской Германии. Эта эволюция подается как возвращение к истокам фалангизма, но с самого возникновения фалангисгского движения в определении отношений между нацией и государством уже существовала путаница.

Заканчивая рассмотрение этого вопроса, заметим, что, основываясь на общетеоретическом определении государства, каждое из движений при упоминании отношения между государством и нацией отдает предпочтение какому-либо одному аспекту, поскольку в этой проблеме, вероятно из-за того, что не затрагивается суть ее, отсутствует четкая теоретическая установка. В то время как Фаланга чаше всего подхватывает идею государства-орудия, нацизм при анализе государства определяет его одновременно и как средство, и как воплощение расы, настаивая особенно на первом аспекте. 

Что касается фашизма, он отдает предпочтение скорее государству, в известной степени оставляя в тени нацию, которая тем не менее признается наивысшей ценностью. Остается в силе то положение, что Нация (Раса) — Государство образуют основополагающее двуединство, на которое возложена единая миссия. Любая воля должна безоговорочно подчиниться и посвятить себя ей. Лишь таким образом она сможет претендовать на то, чтобы быть признанной в своем индивидуальном качестве и обеспечить свое существование.