Современная Германия


Фашизм охотно поднимает на щит примирение между индивидуумом и государством, но из этого примирения непосредственно вытекают как объединительная функция, так и репрессивная.
«Фашизм,— провозглашает Муссолини,— тоталитарен, и фашистское государство, синтез и общность всех ценностей, выражает всю жизнь народа, движет ею и господствует над нею».
Джентиле в своем выступлении в Палермо 31 марта 1924 г. отмечает, что свобода может существовать только лишь в государстве и что государство не является самоуправным выражением воли первого встречного, а живым уставом, подавляющим все самоуправные воли и осуществляющим в обществе и в самом сознании всякого гражданина нерушимый порядок железного закона.
Исходя из своих расистских взглядов, Гитлер делает упор на объединительной функции государства, рассматриваемой одновременно как функция репрессивная, поскольку всякая неоднородность является посягательством на расовую чистоту. Рейх как государство должен включать в себя всех немцев, поставив перед собой задачу не только собрать и сохранить ценнейшие ресурсы, которыми обладает этот народ в виде первородных элементов своей расы, но и обеспечить им постепенное и неотступное продвижение к господству.
Фаланга делает упор на единстве Испании как историческом наследии и подчеркивает, что следует любой ценой сохранить это единство, будь это даже против воли большинства испанцев:
«Во имя единства все классы и индивидуумы должны подчинить себя общему закону. Государство должно быть орудием на службе этого единства, в которое оно должно уверовать. Все, что противостоит этому глубоко органичному единству, должно быть отброшено, даже если большинство стоит за него»