Демографическая политика Германии


Однако, начиная с этой общей теоретической основы, на которой строится тоталитарное государство, между одним движением и другим, равно как и в рамках одного и того же движения, возникают разногласия и даже противоречия. В частности, если, как мы это уже видели, анализируя программы, все едины, говоря, что государство берет на себя ответственность за судьбы нации, то вопрос отношений между нацией и государством далек от ясности.
В одних случаях на первый план выдвигается идея, согласно которой государство лишь орудие. Так, по словам Гитлера, основным является понимание того, что государство не цель, а средство (курсив мой.— Р. Б.). Оно по сути своей предварительное условие для формирования высшей цивилизации, не являясь его непосредственной первопричиной. Эта первопричина исключительно в существовании расы, пригодной для цивилизации.
Такого же мнения придерживается и Муссолини, когда пишет о роли государства, обеспечивающего организацию нации в политическом, юридическом и экономическом аспектах.
Итак, все определения сходятся на том, что государство — средство, необходимое, чтобы вести нацию к осуществлению ее целей. Но в то же время в силу своего тоталитаристского представления о государстве идеологи рассматриваемых движений склонны подчеркивать значение этатического института, утверждая за ним максимум потенциальных возможностей. При этом они исходят из стремления обосновать его объединительную и репрессивную функции, то есть представить его тем самым не только просто как орудие, которое в конце концов может быть лишь лучшего или худшего качества, а как эмансипацию самой нации.
Поэтому часто упоминаемое противоречие между национал-социализмом и фашизмом в вопросе места, занимаемого соответственно государством и нацией, носит скорее поверхностный, чем глубинный характер. Несомненно, итальянские идеологи склонны поднимать на щит государство в большей степени, чем это делает Гитлер. Муссолини заходит так далеко, что, по его словам, «нация создана государством». Но это утверждение не следует понимать в абсолютном смысле. Нация при этом продолжает рассматриваться как высшая реальность,