Однако, начиная с этой общей теоретической основы, на
которой строится тоталитарное государство, между одним движением и другим,
равно как и в рамках одного и того же движения, возникают разногласия и даже
противоречия. В частности, если, как мы это уже видели, анализируя программы,
все едины, говоря, что государство берет на себя ответственность за судьбы
нации, то вопрос отношений между нацией и государством далек от ясности.
В одних случаях на первый план выдвигается идея, согласно
которой государство лишь орудие. Так, по словам Гитлера, основным является
понимание того, что государство не цель, а средство (курсив мой.— Р. Б.). Оно
по сути своей предварительное условие для формирования высшей цивилизации, не
являясь его непосредственной первопричиной. Эта первопричина исключительно в
существовании расы, пригодной для цивилизации.
Такого же мнения придерживается и Муссолини, когда пишет о
роли государства, обеспечивающего организацию нации в политическом, юридическом
и экономическом аспектах.
Итак, все определения сходятся на том, что государство —
средство, необходимое, чтобы вести нацию к осуществлению ее целей. Но в то же
время в силу своего тоталитаристского представления о государстве идеологи
рассматриваемых движений склонны подчеркивать значение этатического института,
утверждая за ним максимум потенциальных возможностей. При этом они исходят из
стремления обосновать его объединительную и репрессивную функции, то есть
представить его тем самым не только просто как орудие, которое в конце концов
может быть лишь лучшего или худшего качества, а как эмансипацию самой нации.
Поэтому часто упоминаемое противоречие между
национал-социализмом и фашизмом в вопросе места, занимаемого соответственно
государством и нацией, носит скорее поверхностный, чем глубинный характер.
Несомненно, итальянские идеологи склонны поднимать на щит государство в большей
степени, чем это делает Гитлер. Муссолини заходит так далеко, что, по его
словам, «нация создана государством». Но это утверждение не следует понимать в
абсолютном смысле. Нация при этом продолжает рассматриваться как высшая
реальность,