И наконец, национализм проистекает из привязанности, в
известной степени биологической, индивидуума к своей родной земле. В недрах
своего сознания человек — националист. С этой идеей перекликаются многие
пассажи «Майн кампф» в связи с немцами, проживающими за пределами Германии.
Гитлер, ратуя за воссоединение судейских немцев с рейхом, не преминул напомнить
о биологических основах национализма. Один лишь Примо де Ривера не признает
этой привязанности к родной земле в качестве главной основы национализма. Он
усматривает в ней как возможный объединяющий принцип, так и возможную опасность
дезинтеграции региона-листского толка.
В этом неприятии, несомненно, дают себя
знать опасения, вызываемые сепаратизмом басков и каталонцев. Для Примо де
Риверы национализм прежде всего на вере в судьбы Испании, и, исходя из этого,
он выступает против самого термина «национализм» во имя прославления как нельзя
более националистского «испанизма?: «Мы не националисты, ибо национализм — это
индивидуализм народов. Мы суть испанцы, а это одно из немногих серьезных дел,
какие есть на свете»,— говорил он 17 ноября 1935 г. на заседании Национального
совета Фаланги.
В прославлении прошлого величия и национальной миссии,
общности традиций и почвенных корней можно узнать тематические направления
классического национализма. Ничего оригинального тут нет. Этот возврат к
истокам сливает каждое из рассматриваемых движений с предшествующими
националистскими течениями и тем самым, вводя в русло идеологии классического
правого крыла, как бы смыкает его в одно целое с нацией, что дает твердую
основу для утверждения своей принципиальной враждебности интернационализму.