В то же время я пытаюсь внести свою лепту в ответ на вопрос: «фашизм или фашизмы»? Является ли каждое из рассматриваемых движений специфичным со всех точек зрения, в корне отличным от других движений (в частности, если говорить о нацизме по отношению к фашизму и фалангизму) или же, наоборот, можно говорить, основываясь на реальных и очень важных к тому же особенностях, связанных с национальной ситуацией, в которой эти движения осуществляют свою деятельность, об их однородности и совпадениях в коренных вопросах?
Вопрос этот не академический. В первом случае сталкиваешься с разрозненностью отдельных явлений, во втором можно прийти к лучшему пониманию всего явления в целом. Именно это и заставило меня склониться в пользу сравнительно-исторического анализа.
Я не закрываю глаза на тот риск, с которым связан анализ подобного типа, и в частности на опасность насильственно свести к общему знаменателю ситуации различные и бесконечно сложные в своей исторической реальности. И все-таки лишь подобный анализ может, на мой взгляд, дать ответ на ранее поставленный вопрос — фашизм или же фашизмы, т. е. привести к определенной типизации явления.
Кроме того, на всех этапах анализа я насколько возможно стремился проводить различие между тем, что, как мне кажется, имеет общую значимость для определения и понимания фашизма, и тем, что отвечает частностям, свойственным каждому из рассматриваемых случаев, исторической преемственности, специфичности ситуации.
Первой программой «фашистского» (слово это тогда еще не привилось) движения была программа итальянских боевых отрядов (fasci italiani di com-battimento) от 23 марта 1919 г., но, по сути дела, программа фашизма (она была опубликована 27 декабря 1921 г. в газете «Иль пополо д’Италия») увидела свет лишь после того, как была конституирована Национал-фашистская партия, в момент захвата власти Муссолини. Тем временем в Мюнхене 24 февраля 1920 г. была опубликована программа НСДАП.
Программа Испанской фаланги, опубликованная в 1934 г. и заново принятая в 1937 г. во время гражданской войны, когда Франко была создана единая партия, увидела свет годы спустя — итальянские фашисты уже несколько лет находились у власти, а Гитлер стал рейхсканцлером. Этот манифест соответствует полному апогею «фашистских» движений, отсюда, быть может, и большая четкость, большая точность в формулировке тех или иных целей, самоуверенность, граничащая с наглостью в тоне. В то время как фашистская программа 1921 г. предстает, прежде всего, как изложение основополагающих принципов, нацистская программа в отличие от этого является преимущественно перечислением требований, а фалангистская программа включает одновременно основные принципы движения и перечисление тех решений, которые предлагаются для первостепенных политических, социальных экономических проблем Испании.
Вопрос этот не академический. В первом случае сталкиваешься с разрозненностью отдельных явлений, во втором можно прийти к лучшему пониманию всего явления в целом. Именно это и заставило меня склониться в пользу сравнительно-исторического анализа.
Я не закрываю глаза на тот риск, с которым связан анализ подобного типа, и в частности на опасность насильственно свести к общему знаменателю ситуации различные и бесконечно сложные в своей исторической реальности. И все-таки лишь подобный анализ может, на мой взгляд, дать ответ на ранее поставленный вопрос — фашизм или же фашизмы, т. е. привести к определенной типизации явления.
Кроме того, на всех этапах анализа я насколько возможно стремился проводить различие между тем, что, как мне кажется, имеет общую значимость для определения и понимания фашизма, и тем, что отвечает частностям, свойственным каждому из рассматриваемых случаев, исторической преемственности, специфичности ситуации.
Первой программой «фашистского» (слово это тогда еще не привилось) движения была программа итальянских боевых отрядов (fasci italiani di com-battimento) от 23 марта 1919 г., но, по сути дела, программа фашизма (она была опубликована 27 декабря 1921 г. в газете «Иль пополо д’Италия») увидела свет лишь после того, как была конституирована Национал-фашистская партия, в момент захвата власти Муссолини. Тем временем в Мюнхене 24 февраля 1920 г. была опубликована программа НСДАП.
Программа Испанской фаланги, опубликованная в 1934 г. и заново принятая в 1937 г. во время гражданской войны, когда Франко была создана единая партия, увидела свет годы спустя — итальянские фашисты уже несколько лет находились у власти, а Гитлер стал рейхсканцлером. Этот манифест соответствует полному апогею «фашистских» движений, отсюда, быть может, и большая четкость, большая точность в формулировке тех или иных целей, самоуверенность, граничащая с наглостью в тоне. В то время как фашистская программа 1921 г. предстает, прежде всего, как изложение основополагающих принципов, нацистская программа в отличие от этого является преимущественно перечислением требований, а фалангистская программа включает одновременно основные принципы движения и перечисление тех решений, которые предлагаются для первостепенных политических, социальных экономических проблем Испании.
Keine Kommentare:
Kommentar veröffentlichen